Сенсорная интеграционная терапия

Что такое сенсорная интеграция и как это работает?


Сенсорная интеграция – это процесс обработки внешней информации, которая поступает от всех органов чувств, для получения результата – правильного реагирования организма. Данный процесс происходит неосознанно в коре головного мозга.

 Иногда мы замечаем нарушения обработки сенсорной информации (слух, зрение, обоняние, вкус, тактильные, вестибулярные и проприоцептивные ощущения), которые проявляются в виде не оптимальных реакций человека. Данные нарушения описала и исследовала Джин Айрес – американский психолог и эрготерапевт. Она же разработала теорию и терапию сенсорной интеграции. К настоящему моменту проведено множество исследований, разработаны критерии терапии и мировые стандарты обучения специалистов, утвержденные Международной Ассоциацией Сенсорной Интеграции, у педагогов которой и обучались сотрудники нашего центра.

Как выглядят нарушения сенсорной интеграции?

 — Если вы заметили, что ваш ребенок не любит качели и нестабильные поверхности, боится оторвать ноги от земли, то это говорит о повышенной вестибулярной чувствительности.

— Если постоянно раскачивается и прыгает на всем, бегает кругами, и совсем не может усидеть на месте, то чувствительность вестибулярной системы в этом случае, вероятно, снижена. Большое количество вестибулярной информации будет необходимо ему для оптимального уровня активации мозга в целом, и речевых центров в частности, необходимого для развития.
— Если ребенок избегает прикосновений, необычных и новых тактильных ощущений, часто отказывается есть пищу определенной текстуры или надевать некоторую одежду, его раздражают ярлычки – в этом случае повышена тактильная чувствительность.
— Любовь к ощупыванию разных поверхностей, облизыванию, говорит о пониженной тактильной чувствительности, ведь ему хочется получить все больше тактильной информации.
— Если ребенку сложно рассчитать силу движения, он постоянно врезается в предметы, и это говорит о его сниженной проприоцептивной чувствительности (информация о состоянии мышц и суставов).

Кому показаны занятия по методу сенсорной интеграции?

Сенсорная интеграция для детей с расстройствами аутистического спектра поможет справиться с нежелательным поведением, расширить познавательную активность ребенка, увеличить вариативность игр и поведения в целом, снизить тревожность, и улучшить игровое взаимодействие.

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

Сенсорная интеграция для детей с ДЦП поможет стимулировать движение за счет сенсорного интереса, регулировать мышечный тонус, улучшить зрительно-моторную координацию, ощущение своего тела и равновесия, мелкую и крупную моторику, стимулировать речь.

Сенсорная интеграция для детей с задержкой речевого развития поможет увеличению количества вокализаций, звукоподражания, разнообразия звуков за счет общей активации коры больших полушарий и речевых центров в частности.

Как проходят занятия сенсорной интеграции?

На занятиях по методу сенсорной интеграции мы работаем над нормализацией чувствительности и выработке адаптивных стратегий в соответствии с ситуацией.
Занятия проходят в игровой форме, что очень нравится детям и необходимо для поддержания их мотивации. Задачи, которые в процессе игры ставятся перед ребенком, достаточно сложные,но выполнимые, чтобы поддержать интерес.
Стратегия работы разрабатывается специалистом на основе клинического наблюдения, тестирования и выявления так называемого сенсорного профиля ребенка. У детей с расстройствами аутистического спектра, ДЦП, задержкой психического и речевого развития, чувствительность в рамках каждой сенсорной системы может быть выше или ниже нормы, что в сумме и составляет сенсорный профиль. В соответствие с профилем ребенка специалист будет подбирать игры для нормализации чувствительности и поведения за счет работы над адаптивными (адекватными) реакциями на стимулы окружающей среды.
Для улучшения эффективности работы специалист предложит вам варианты применения сенсорных стратегий дома, разработает сенсорную диету, которая предполагает увеличение или уменьшение количества определенной сенсорной информации в повседневной жизни.

Какие материалы используются на занятиях сенсорной интеграции?

В основном на занятиях применяются материалы для работы с тактильной, вестибулярной и проприоцептивной системами, так как они составляют первичную базу для развития ребенка.
Для тактильной системы у нас есть сухой бассейн, разнообразные сыпучие и липкие материалы (песок, крупы), которые помогут лучше почувствовать тело.
Для развития вестибулярной системы – различные качели, батут, фитболы, балансиры.
Для проприоцептивной – утяжеленное одеяло, доски на колесах, тяжелые мячи и многое другое, что не все могут позволить себе иметь дома.